Говорить, что Virtual Tennis – это самый реалистичный симулятор тенниса, значило бы слегка преувеличивать заслуги сериала. С другой стороны, это бесспорно самый разнообразный и интересный представитель редкого жанра.
В Virtua Tennis есть реально существующие теннисисты – те, что у всех на слуху. Есть и легенды этого вида спорта, причем в версии для PlayStation 3 их почему-то больше. А есть и те спортсмены, которых создают сами игроки. Фактически, это два разных взгляда на то, как надо подходить к созданию игр в этом жанре. Кому хочется серьезных состязаний (в смысле, сложных, а не реалистичных, но об этом попозже), тот выбирает турнирную лестницу и продвигается по ней от лица, например, Иванович, каждый раз стараясь продемонстрировать блестящую игру. Кому спорт не очень интересен, но нравится теннис сам по себе, на уровне «ракетка-мячик-бью», предлагается что-то вроде сюжетного режима с редактором персонажей. И то, и другое сработано на достойном уровне. То есть, как: мы привыкли думать, что все именно так и будет, и поэтому не сразу замечаем, что сериал «буксует» – новых идей нет.
Что в virtual tennis предсказуемо хорошо, так это тот самый одиночный режим, в котором сначала предлагают сотворить себе кумира, а потом отправляют вместе с ним завоевывать различные награды в своеобразном бордгейме. Да, здесь действуют правила настольной игры. Можно выбирать, сколько ходов делать (зависит от того, какие билеты выпадут), хитрить и изворачиваться. Но механика при этом очень похожа на то, что мы уже видели раньше. Пока теннисист дойдет до какого-нибудь соревнования, ему предстоит много тренироваться, отдыхать, снова тренироваться, общаться с публикой, тем самым повышая свою популярность, и опять тренироваться. Собственно, так игрока и знакомят с мини-играми, уже только ради которых и стоит обратить внимание на VT. Часть из них – классические (для сериала) упражнения, вроде «разбей тарелочки», другая часть – либо новые, либо чуть-чуть доработанные старые. Скажем, в одной мини-игре придется бегать по корту и собирать куриные яйца, из которых тут же будут вылупляться птенцы и стройным рядом бегать за персонажем. Задача – довести птиц до закончиков, пока их не собьют красные мячи. Понятно, что к настоящему теннису это не имеет никакого отношения, ну да и что с того. В конце концов, такие упражнения кажутся забавными, они хорошо продуманы и довольно разнообразны.
Если же захочется чего-нибудь более-менее похожего на большой спорт, то лучше не размениваться на достаточно продолжительный, если не сказать затянутый, «сингл» и сразу попробовать сыграть турнир. Но с одной оговоркой: продуманного симулятора не получилось. В сравнении с Top Spin 4 игра кажется более простой, плавной и непредсказуемой. Многообразием ударов сложно пользоваться, характеристики теннисистов удостоились абсурдного воплощения («быстрый бег» приравнивается к «носится как Соник по двухмерным уровням»), ситуацию очень сложно держать под контролем. В то же время, подкупает простота освоения и тот факт, что происходящее на экране прекрасно настраивается под настроение. Можно поставить максимальную сложность и расположить камеру сверху – получится вроде как трансляция. А можно установить динамическую камеру, да еще показывать волнующий момент подачи с самого зрелищного ракурса.
К сожалению, механика не заслуживает долгого обсуждения – ее можно разобрать на части, но не так уж она сложна и многопланова, чтобы уделять ей много времени. Power Shot’ы? Ну, они красивые, конечно, но и только. Virtua Tennis 4 акцентирует внимание на новых возможностях управления, и это правильно; но не потому, что PS Move действительно способен изменить представление о виртуальном теннисе, а потому что в остальном четвертый выпуск уважаемого сериала, скажем так, топчется на месте с 2009 года. Хочется большей реалистичности, более плавной анимации, красивых моделей теннисистов, хоть какое-нибудь соответствие простейшим законам физики. «Мув» лишь позволяет взглянуть на проблему – если это смущает, конечно – под другим углом. Как, впрочем, и Kinect, ведь версия для Xbox 360 также поддерживает чудо-камеру (правильно говорить, конечно, «сенсор»). На PS3 движения распознаются очень точно, хотя всегда можно схитрить: слегка потрясти контроллер из стороны в сторону, и удар засчитается в любом случае, неважно, успел или нет.
Четвертый выпуск Virtua Tennis – это скорее хороший апдейт успешной формулы. Единственным по-настоящему свежим решением здесь можно назвать лишь поддержку новых схем управления. Все остальное – это либо косметические преобразования, причем не слишком смелые, либо повторение пройденного. В этом нет ничего плохого для тех, кто хорошо знаком с сериалом; возможно, такие люди назовут решение не переделывать механику с нуля оправданным, а полученный результат – достойным продолжением традиций. Я же сравниваю с конкурентами и, в первую очередь, с Top Spin 4 – серьезным, реалистичным симулятором, не в меру сложным и требовательным. Правда, несмотря на все его преимущества, проводить время за Virtua Tennis 4 все равно намного интереснее.